Arrow
Arrow
Slider

К вопросу создания системы комплексной психологической поддержки семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии. Мельник С.Н.

Проблема детско-родительских отношений  является весьма важной и актуальной. Существует большое количество исследований , в которых доказывается  , что психологическое благополучие ребенка  зависит от  тех родительских отношений , которые сложились в данной семье. Особенно важное значение приобретает это при воспитании в семье ребенка с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Родительское отношение представляет собой целый комплекс чувств, установок, поведенческих реакций, связанных с восприятием и воспитанием ребенка. В работах Е.А. Савиной говорится о том, что традиционно принято выделять  несколько компонентов родительского отношения: когнитивный, поведенческий компонент ,эмоциональный компонент и межличностную дистанцию.

Когнитивный компонент родительского отношения представлен родительскими установками или представлениями, которые представляют собой набор знаний родителя о познавательном и социальном развитии ребенка, понимание своей роли в его жизни, целей обучения и  воспитания ребенка. Так же компонент представлен эталонами в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливается границы родительской ответственности.

Эмоциональный компонент родительского отношения представляет собой степень эмоционального принятия ребенка, где эмоциональный контакт между родителем и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Межличностная дистанция между матерью и ребенком может быть различной , как адекватной так и чрезмерно близкой- симбизом. В случае эмоционального симбиоза родительские отношения  не отвечают насущным проблемам  и потребностям  определенных кризисных этапов личностного развития ребенка. В случае воспитания ребенка с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии такие отношения могут быть очень ярко выражены и проявляться в том, что мать «привязывает» к себе ребенка, делая его зависимым от себя во всем, и в итоге,  тревога матери передается ребенку и начинает проявляться не только в отсутствии матери, но и в ее присутствии, у ребенка в свою очередь снижается и без того низкая адаптивность, самостоятельность.

Поведенческий компонент родительского отношения представлен родительскими требованиями, заботой и контролем.  Родительская забота выступает в качестве ведущего фактора воспитания ребенка. Уровень заботы или протекции определяет, сколько сил, времени уделяют родители ребенку. Принято выделять два типа протекции гиперпротекция и гипопротекция. В случае появления в семье ребенка с выраженными нарушениями развития  часто у родителей возникает страх потерять его, формируется потворствующая или доминирующая гиперпротекция. Родительский контроль представлен с биполярной системе автономия-контроль, выделяется три типа контроля: разрешающий, умеренный , чрезмерный.

Чтобы создать систему эффективной помощи семье, воспитывающей ребенка с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии мы произвели опрос среди семей, где перед родителями был поставлен ряд вопросов.

Вопрос, о необходимости помощи такой семье вообще в 100 % ответов были положительными, таким образом, сами семьи признают необходимость помощи специалистов, однако следует учитывать тот факт, что опрос проводился в условиях работы центра для детей с нарушенным развитием и родители изначально пришли с целью работать.

На вопрос, какие виды помощи необходимы для вас и вашего ребенка, были получены следующие результаты: наиболее востребованными  видами помощи были признаны консультативная  75% и информационная 37,5 %. Вопрос о формах оказания помощи наиболее востребованными  являются: лекции и  семинары для родителей, проведение открытых занятий и мастер-классов для родителей,  работы родительских групп, менее значимой формой  работы были признаны  создание тематических выставок и папок для родителей, а так же работа стенда, издание информационных листов.

Таким образом, родители хотят получать активную помощь от специалистов, а не пассивно изучать методические материалы и рекомендации.

Для изучения взаимоотношениях в семьях нами были обследованы семьи при помощи методики Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений».

Нами был проведен анализ данных,  испытуемые была разделены на 3 группы, исходя из их  диагноза – легкая степень умственной отсталости, средняя степень и глубокая (тяжелая) степень. Были отмечены следующие тенденции:

  1. с увеличением степени нарушения интеллекта возрастает уровень гиперпротекции, что проявляется в том , что родители уделяет ребенку много внимания и сил
  2. так же с увеличение степени интеллектуального нарушения увеличивается степень удовлетворения  потребностей ребенка, таким образом родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка
  3. с увеличением степени снижения интеллекта уменьшается количество требований, запретов и санкций предъявляемых к ребенку
  4. чем выше степень отставания в развитии у ребенка тем сильнее проявляются такие параметры как фобия утраты и воспитательная неуверенность
  5. шкала расширение родительских чувств имеет тенденцию к снижению с увеличением степени сохранности интеллекта
  6. шкала предпочтение детских качеств показывает, что чем более высокая степень снижения интеллекта, тем это качество выражено больше, при таком наблюдается стремление игнорировать взросление ребенка

Кроме того, нами была проведена проективная методика КРС, которая выявила следующие особенности:

Присутствие не всех членов семьи на рисунке

Наличие барьеров между фигурами

Изоляция отдельных фигур

Отсутствие общего вида деятельности между всеми членами семьи

Так как дисгармоничность отношений проявляется во всех блоках, описанной Е.А. Савиной системой детско-родительских отношений, то  и система коррекции должна осуществляться комплексно во всех блоках. Отличительной чертой нашей коррекционной программы является то, что акцент в ней делается не на одностороннюю связь, где специалист занимает ведущую роль, а рассматривается система партнерской работы с родителями, направленная на создание  некой социальной сети между семьями, которая впоследствии бы могла и сама играть важную поддерживающую роль.

Принимая за основу , предложенную Е. А. Савиной структуру детско-родительских отношений, нами предлагается система комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии, состоящей из трех компонентов ( блоков): поведенческого, эмоционального и когнитивного.

Каждый компонент программы, направлен на решение определенных проблем и предполагает ряд мероприятий, направленных на их решение или снятие остроты вопроса.

Поведенческий  компонент коррекции включает в себя такие виды работ как проведение мастер-классов по обучению  родителей навыкам работы с детьми, проведению открытых занятий с детьми, позволяющие научиться родителям навыкам эффективного взаимодействия, консультации в режиме работы с парой родитель-ребенок

Эмоциональный блок включает проведение тренингов, индивидуальных консультаций Кроме того, он включает и организацию различных праздников и мероприятий для семей, в ходе которых семьи могли бы общаться, получать положительные эмоции . Ввиду того, что зачастую семьи с такими детьми лишены возможности выходить в общественные места, зачастую и поход в гости к друзьям  является для них испытанием, социальные связи таких семей крайне обеднены именно поэтому они нуждаются построении новых социальных связей.

Когнитивный блок включает в себя информирование родителей об особенностях детей с нарушениями в развитии, функционировании нервной системы и психики и многого другого. Работа этого блока может проводиться путем проведения информационных семинаров, организация  встреч родителей для обмена опытом решения конкретных проблем организации, работа стенда для родителей, выпуск брошюр и газет с актуальной информацией. Очень важным в этом блоке является не только работа психолога с родителями, но и грамотно организованный процесс взаимодействия родителей между собой.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
 

Copyright © 2013 - 2018 "Специальный психолог"

Сайт создан koshka38.ru