Arrow
Arrow
Slider

Роль общественных объединений в системе социальной реабилитации семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии. Мельник С.Н.

Роль общественных объединений в системе социальной реабилитации  семей,  воспитывающих детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии.

Мельник С.Н. исполнительный директор РЦ ИОООИ «Семейная усадьба»

С начало 90-х годов двадцатого века наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, отдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками. В связи очень слабой поддержкой семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями интеллекта, со стороны государства, с начала  90-х годов в России было создано большое количество объединений родителей с такого рода проблемами и результаты их работы действительно заслуживают уважения, но как форма коррекционной работы с такими семьями в научных работах почти не описано.

Практический опыт работы нашей организации показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить,  часто плохо понимающие обращенную к ним речь окружающих, воспитываясь в семье ,  лучше и быстрее развиваются, нежели их сверстники, оказавшиеся в домах-интернатах.

Однако следует понимать, что рождение ребенка, с нарушениями в интеллектуальном развитии, а так же его воспитание сопряжено с целым рядом трудностей для его семьи: семья зачастую оказывается исключенным из социума — ежедневно сталкиваясь с массой проблем начиная от непринятия «особых детей» обществом, до простых элементарных бытовых проблем с

которыми сталкиваются родители ежедневно. Семья, воспитывающая такого ребенка, попадает в совершенно «исключительные» условия: все вокруг водят детей в детский сад, школу, организуют для ребенка досуг; «особой» же семье отвести ребенка некуда, зачастую выход на прогулку на ближайшую детскую площадку является ежедневным стрессом для родителей. В результате, чаще всего, мама вынуждена оставить работу, быть прикованной к дому; семья зачастую попадает в социальную изоляцию, социальный связи таких семей становятся крайне обеднены, и клубок ее проблем нарастает, как снежный ком. Все это порождает необходимость создания системы помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями интеллектуального развития.

Современный этап развития данной проблемы характеризуется тем, что к концу 20 века в коррекционной педагогике и психологии возникла идея поиска новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих психическими недостатками.

Интерес специалистов не ограничивается  лишь методическими  вопросами формирования у ребенка тех или иных психических функций, а акцент переносится на семью ребенка и разработку путей помощи таким семьям. В связи с этим проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития становится все более актуальной. Данное положение вещей находит свое отражение в работах таких авторов как  О.Б. Чарова и Е.А. Савина, А.Г. Московкина, Е.В.Пахомова, В.В. Сабуров, Ткачева и др. Предлагаются различные варианты помощи таким семьям,  которые включают в себя проведение различных тренингов, семинаров, консультаций, проведение занятий для родителей, однако очень мало внимания уделяется такому виду работы как создание родительский сообществ (групп, ассоциаций), которые представляли бы собой сеть социальной поддержки, которая представляет собой особую систему взаимосвязанных людей, связанных между собой общей проблемой, в нашем случае это воспитание ребенка с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии.

Основная идея создания таких сетей заключается в развитии контактов семей с близким по проблематике социумом с целью использования ресурсов неформальной взаимопомощи и поддержки со стороны его ближайшего окружения, позволяющий дополнить и поддержать формальные аспекты  помощи.

Следует отметить, что данный метод работы ни в коем случае не позиционируется как единственная форма работы, а используется как компонент системы комплексной работы с семьями, воспитывающими детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии.

В научной литературе, посвященной психологической поддержке и сопровождению семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями интеллекта, почти не уделяется внимание данному аспекту,  в работах  Мастюковой упоминается об этом. Она пишет: «  особенно благоприятный психотерапевтический эффект могут оказывать ассоциации родителей, организаторами которых являются религиозные деятели, в частности сестры матери Терезы». На наш же взгляд не имеет принципиального значения кто является создателем ассоциации, а важен сам терапевтический эффект от данного явления.

Так же В.О. Скворцовой в книге «Социальное воспитание детей с нарушениями в развитии» упоминает о том, что работе с семьями могут способствовать объединения родителей, в качестве примера она предлагает опыт США и их клубы родительской самопомощи «Родители помогают родителям», занимающиеся помощью детям с нарушениями в развитии и их семьям. Задачами таких объединений являются не только материальная и организационная поддержка таких семей, но и психопрофилактические и психотерапевтические цели, направленные на восстановление эмоционального тонуса детей, обмен опытом. Кроме того, автором указывается, что в большинстве европейских стран, в Америке, Австралии и, рядя других регионов, получили широкое распространение и другие объединения родителей по взаимопомощи.

Групповое вмешательство как малая форма терапевтической помощи получило распространение со времен второй мировой войны, когда острая необходимость в психотерапевтической помощи жертвам войны намного превышала число специалистов, отмечают в своей работе «Обычные семьи, особые дети» М. Селигман и Р. Дарлинг. Они отмечают, что группами поддержки могут руководить как специалисты, так и сами родители, в последнем случае- с поддержкой специалистов или без нее. Огромный рост групп поддержки почти для всех видов нарушений         зафиксирован документально (Lieberman 1990 Seligman Meyerson 1982). Как отмечают автору, в наше время все шире в Европе и Америке распространяются группы поддержки для братьев и сестер детей с нарушениями, серьезная научная оценка эффективности этих групп еще не проводилась, однако клинические сообщения и рассказы самих участников групп говорят о положительном опыте. На базе Вашингтонского Университета созданы группы поддержки для отцов, братьев, сестер, бабушек и дедушек, ориентированные в основном на обучение.  Большая часть групп, описанных в литературе, сочетает в себе ориентацию на обучению и терапию, утверждается, что именно такая модель наилучшим образом отвечает потребностям семьи, однако как отмечается в работе Селигмана и Дарлинга, серьезных исследований в этой области не проводилось. Благоприятный практический опыт, описанный Mott и его коллегами приводится в программе «Надежда», который реализовывался в Северной Каролине, в этот проект основан на убеждении, что социальная поддержка имеет огромное значение для снижения, испытываемого семьей стресса. Другие принципы этого проекта: родители эффективнее учатся друг и друга , чем у специалистов, никто не может понять родителя ребенка с нарушениями лучше, чем другой родитель, находящийся в аналогичной ситуации, важно снизить чувство изоляции и дать понятие родителям, что другие семьи тоже испытывают схожие проблемы, переживают схожие чувства как позитивные, так и негативные, переживают успехи и неудачи. Конечной целью проекта помочь родителям на протяжении всей жизни ребенка с момента   постановки диагноза. Однако следует учитывать, что среди родителей, которые впоследствии оказывали помощь, проводились специальные занятия и отбор.

Успех данной формы работы определяется тем, что в ходе создания таких родительских сообществ создается особая неповторимая среда в которой родитель получает возможность чувствовать себя полноценным, наличие такого ребенка не воспринимается участниками группы как нечто выходящее за рамки привычного, к нему не испытывают чувства неприкрытой жалости или осуждения — что зачастую бывает в случае общения с людьми не знакомыми с такого рода проблемами, здесь родитель не чувствует себя одиноким и уникальным в своей проблеме, создается ситуацию безусловного принятия и защищенности. В этих группах родители учатся друг у друга, у приглашенных специалистов. Возможность делится своим опытом, поддерживать контакты с людьми, имеющим схожие проблемы, а так же их поддержка, возможность обсуждать ежедневно возникающие проблемы и находить решения, делиться опытом походов к различным специалистам,  устраивать совместные выходы в различные места, совместно проводить досуг, устраивать различные мероприятия позволяют родителям  избавиться от чувства одиночества, безысходности и незащищенности. Следует отметить, что такая модель работы не призвана создать обособленную группу людей, объединенную общей проблемой, а создать предпосылки их социальной адаптации в современном обществе.

Таким образом, создание родительских групп (сообществ) должно стать  компонентом комплексной программы поддержки семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии, которые позволяют  осуществлять долговременную поддержку, кроме того, следует обязательно учитывать, что такие группы нуждаются в поддержке со стороны специалистов.

 

Литература:

В.О. Скворцова Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии-М. владос-пресс, 2006.-160 с.

М. Селигман Р. Дарлинг Обычные семьи, особые дети ( пер с англ)-изд 2-е-М.: Теревинф, 2009,-368 с.

Е.М. Мастюкова  А.Г. Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб пособие для студентов высш учеб заведений, под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит изд.  центр ВЛАДРОС, 2003.-408 с.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
 

Copyright © 2013 - 2018 "Специальный психолог"

Сайт создан koshka38.ru