Arrow
Arrow
Slider

Самостоятельность. Приложение Г. Программы по формированию игровых навыков

В данном приложении содержатся программы по формированию игровых навыков, необходимых как для игр в одиночестве, так и для игр с другими участниками.

Навыки, необходимые для игры в одиночестве

В данном разделе представлены краткие программы по формированию четырех игровых навыков. Смысл обучения игровым навыкам заключается в том, чтобы ребенок научился играть один. Тогда он сможет занимать себя сам, без вашего непременного присутствия.

«Надень кольца на стержень» — одна из самых простых игр для вас как педагога и для ребенка как ученика. «Нанизывай бусины» — это пример игры, которую не обязательно покупать в магазине. «Собери головоломку» — эта задача посложнее, так как вам нужно решить, какая из множества продающихся в магазинах головоломок подойдет для вашего ребенка. «Подбери картинку» (лото) — более сложное занятие, относящееся скорее к программе детского сада или школы. Почти все дети играют в эти игры. Если ваш ребенок уже не так мал, возможно, вам следует поискать другие материалы, более подходящие для детей его возраста, но в то же время, требующие тех же игровых навыков и способствующие их развитию.

Чему ваш ребенок научится, играя в эти игры? Во-первых, каждая игра требует умения сидеть и концентрировать внимание. Во-вторых, каждая игра предполагает, что ребенок координирует деятельность глаз и рук. Это вырабатывает у ребенка зрительно-моторную координацию, которая, в свою очередь, помогает овладевать другими навыками, например навыком пользоваться ложкой или писать. Кроме того, ваш ребенок может научиться играть в любую из этих игр самостоятельно, и это позволит ему испытать ощущение определенной власти и контроля над частью своего мира. И последнее, но не менее важное — это удовольствие.

Надевает кольца на стержень

Материалы

Пирамидка, состоящая из стержня с надетыми на него шестью кольцами.

Оборудование сцены

Начните с двух самых больших колец — другие кольца уберите из поля зрения. Урок не должен длиться более десяти минут. Держите наготове свое вознаграждение.

Программа. Снимает кольца со стержня

1. Наденьте на стержень два самых больших кольца.
2. Придерживайте основу стержня одной рукой. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему взяться за верхнее кольцо.
3. Наклоните стержень к ребенку и скажите: «Лиза, сними кольцо!» Если потребуется, помогите ей физически.

С каждым разом помогайте ребенку все меньше и меньше, пока не сможете направлять его действия только словами и жестом, указывающим на следующее кольцо.

Программа. Надевает кольца на стержень

1. Возьмите два самых больших кольца. Начните с большего.
2. Одной рукой придерживайте основу стержня, чтобы тот стоял неподвижно. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему надеть кольцо на стержень. Скажите: «Лиза, надень кольцо на стержень!»
3. Уберите свою руку и руку ребенка, чтобы кольцо само опустилось до основания стержня.
4. С каждым разом все меньше помогайте ребенку физически, пока он не научится надевать эти два кольца на стержень, руководствуясь лишь вашими инструкциями и жестом, указывающим на кольцо.

Следующие шаги

Постепенно, по одному, добавляйте другие кольца. Всегда кладите новое кольцо так, чтобы ребенку было легко его взять. Учите ребенка одной рукой придерживать основу стержня (поначалу физически помогайте ему).

Дальнейшие шаги

Теперь, когда ребенок умеет надевать все кольца на стержень, начните учить его выбирать то кольцо, которое нужно.

Начните с самого большого и самого маленького кольца. Положите кольца перед ребенком, покажите пальцем на большое кольцо и скажите: «Возьми большое кольцо!» Затем то же проделайте с другой парой колец — самым большим и самым маленьким из оставшихся, и так далее. Когда ребенок научится выбирать большее кольцо из двух, можете добавить еще одно кольцо к этой паре; каждый раз добавляйте только одно кольцо, и так до тех пор, пока ребенок не научится выбирать нужное кольцо из тех, что вы положили перед ним.

Финальные шаги

Пусть ребенок начнет надевать кольца на стержень, а сами сядьте рядом, но постарайтесь подсказывать ему как можно меньше. Со временем начните отодвигаться от ребенка все дальше и дальше. Не забывайте регулярно проверять результат и хвалить малыша.

Нанизывает бусины

Материалы

Используйте короткий шнурок и деревянные или пластмассовые бусы с крупными отверстиями или что-нибудь аналогичное. Дети любят ярко раскрашенные игрушки. Вы можете попросить других членов семьи — брата или сестру малыша, папу или бабушку — принять участие в раскрашивании пустых деревянных катушек или макарон, а потом воспользоваться ими для обучения ребенка умению нанизывать их на шнурок.

Оборудование сцены

Проследите, чтобы на столе или на полу, где вы будете заниматься, не было ничего, кроме учебных пособий. Завяжите большой узел на одном конце шнурка, чтобы он был больше отверстия в бусинах и не давал им соскользнуть со шнурка. Приготовьте вознаграждение.

Программа. Снимает бусы со шнурка

Начните с пяти-шести бусинок или катушек, которые уже нанизаны на шнурок.

1. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему снять со шнурка последнюю нанизанную вами бусинку. Скажите ему: «Пит, сними бусинку!»
2. Если нужно, помогите ему снять бусинку.
3. Постепенно все меньше помогайте ребенку физически, пока он не научится снимать каждую бусинку самостоятельно.

Программа. Нанизывает бусинки на шнурок

1. В начале урока на шнурке не должно быть бусин. Нанижите одну бусинку на шнурок сами; пусть ваш ребенок смотрит, как вы это делаете.
2. Начните нанизывать вторую бусинку. Скажите: «Пит, надень бусину на шнурок!» Одной рукой держите конец шнурка, другой возьмите руку ребенка, чтобы помочь ему продвинуть бусинку до конца шнурка, на котором завязан узел. Повторяйте отрабатывать это действие, пока он не научится сам продвигать бусины до конца шнурка.
3. Наденьте бусинку и дайте ребенку шнурок так, чтобы он держал его конец. Помогайте физически в той мере, в какой это будет необходимо.

Следующие шаги

1. Теперь начните учить его надевать бусинку на шнурок. Вы будете держать конец шнурка и давать бусинку ребенку, говоря при этом: «Пит, надень бусинку на шнурок!» Другой рукой помогите ему совместить конец шнурка с отверстием в бусинке.
2. Постепенно переставайте помогать, чтобы ребенок научился надевать бусинку на шнурок сам.
3. Затем покажите ему, как он должен сам держать конец шнурка другой рукой и надевать бусинку. Возможно, сначала вам придется физически помогать ему.

Дальнейшие шаги

После того как ребенок научится самостоятельно нанизывать бусинки на шнурок, вы сможете использовать эту игру, чтобы практиковаться в различении цветов. Положите перед ним несколько бусинок (катушек или макарон), окрашенных в разные цвета. Попросите нанизать на шнурок бусинку определенного цвета. Скажите: «Нанизывай красную бусинку на шнурок!» или «Нанизывай синюю бусинку на шнурок!» При этом каждый раз показывайте пальцем на нужную бусинку. Через некоторое время перестаньте показывать на бусинку пальцем. Кроме того, вы можете попросить ребенка:

·  Чередовать цвета. Начните с двух цветов (красный, синий, красный, синий). Затем используйте три цвета (красный, синий, желтый, красный, синий, желтый), потом добавьте еще один цвет.

·  Пройти те же шаги, но уже различая размеры (большой, маленький), а не цвета.

Что еще можно попробовать

Вариацией на тему нанизывания бус может стать изготовление плетеного обрамления карточек. Это упражнение требует той же зрительно-моторной координации, что и нанизывание бусинок, но является более сложным. Попробуйте научить этому вашего ребенка, после того как он научится нанизывать бусины или катушки.

Предложите ребенку выбрать картинку из любимой книжки-раскраски и раскрасить ее. Затем вырежьте ее и наклейте на кусочек картона. После этого сделайте отверстия по всему периметру картинки. Завяжите узелок на конце шнурка. Сначала, возможно, вам самому придется продеть конец шнурка в дырочку и помочь малышу вытянуть его с другой стороны. Покажите ему, как перейти к следующей дырочке и т.д. Спустя какое-то время, по мере того как вы будете все меньше физически помогать ему, он научится продевать шнурок во все дырочки, обрамляющие картинку.

Примечание: В магазинах игрушек продается много различных готовых карточек. Старайтесь покупать твердые карточки с большими дырочками.

Собирает головоломки

Материалы

Лучше всего для занятий с ребенком подходят деревянные головоломки, хоть они и дороже картонных. Возьмите головоломку попроще, которая состоит из нескольких больших частей. Доска для форм, показанная на рисунке, очень хорошо подходит для начинающих, потому что каждая форма имеет там свое гнездо, куда их легко уложить. Если, по мере того как ваш ребенок будет все лучше справляться с головоломками, вы захотите использовать более трудные варианты, имейте в виду, что в магазинах есть деревянные головоломки, состоящие из более чем 20 элементов.

Программа

Начните с одной формы (остальные оставьте в гнездах).

1. Не полностью выньте эту форму из гнезда. Скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» Если потребуется, немного помогите ребенку.
2. Теперь выньте эту форму из гнезда наполовину. Скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» (если нужно, помогите).
3. Дайте ребенку форму. Покажите пальцем на нужное гнездо и скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» (если нужно, помогите, но не спешите приходить на помощь; пусть ребенок сначала сам попробует сделать это).

Проделайте то же самое с каждой формой. Не вынимайте из гнезда за один раз больше одной формы. Постепенно все меньше физически помогайте ребенку, пока он не научится вкладывать форму сам, после того как вы положите ее на стол.

Следующие шаги

Теперь выньте две формы.

1. Дайте ребенку одну форму и скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» После того как он вложит форму в гнездо, дайте ему вторую форму.
2. Положите две формы на стол и скажите: «Чарльз, вложи их в гнезда!» или «Чарльз, собери головоломку!»

Если у ребенка это сразу не получилось и он боится, что не сможет справиться с задачей, вернитесь чуть назад и немного помогите ему.

Дальнейшие шаги

В конце концов, ваш малыш сможет собрать головоломку, после того как вы вынете из гнезд все формы. Но не забывайте, что это будет последний шаг, и с самого начала настройтесь на постепенный прогресс.

Финальные шаги

Сначала помогайте ребенку, затем постепенно устраняйтесь. После того как он научится собирать несколько головоломок, вы можете предложить ему новую игру, перемешав элементы всех головоломок. Понятно, что ребенку потребуется больше времени, чтобы рассортировать их и собрать каждую головоломку. Но помните, что такую трудную задачу перед ним можно поставить только после того, как он научится собирать каждую из этих головоломок.

Что еще можно попробовать

Головоломки бывают разные — от самых простых до самых трудных (над некоторыми мы бьемся безуспешно уже много лет!). Игры в кубики тоже могут различаться по степени трудности. Маленьким детям особенно нравится играть в кубики, потому что с ними можно делать самые разные вещи. Ребенок может ставить кубики друг на друга, сшибать их, выстраивать в ряд, считать, подбирать цвета или находить буквы. Он может построить из них дворец, тоннель, гараж, космическую станцию. Но когда вы учите своего ребенка играть в кубики, не забывайте, что (как и в случае с головоломками) начинать нужно с того уровня сложности, который ему по силам.

Подбирает картинки

Материалы

Используйте игру типа лото (ее легко купить в любом магазине игрушек). В комплект обычно входит большая карта с нарисованными на ней картинками и набор маленьких карточек с отдельными картинками. Начинать следует с такого лото, в котором картинки очень простые и понятные.

Программа

Сначала попросите вашего малыша подобрать одну картинку

1. На большой карте закройте чистой бумагой все картинки, кроме одной.
2. Дайте ребенку картинку, которая подходит к той, что вы оставили незакрытой.
3. Скажите: «Нина, найди эту картинку!»
4. Покажите, как положить карточку с картинкой на такую же картинку на большой карте.

5. Проделайте то же самое с другой картинкой, закрыв остальные картинки на большой карте.

Примечание: Если игра с картинками окажется слишком трудной для вашего ребенка, то вы можете сами сделать набор карточек разных цветов или карточек различной формы и учить ребенка подбирать нужную, пока он не поймет, что значит подбирать.

Следующие шаги

1. Откройте две картинки. Сначала дайте ребенку одну карточку. Скажите: «Нина, найди эту картинку». Когда ребенок найдет картинку, дайте ему вторую.
2. Постепенно открывайте все больше картинок на большой карте, каждый раз давая ребенку только одну карточку с картинкой, чтобы он нашел ее место на большой карте.

Дальнейшие шаги

После того как ребенок поймет главную идею подбора картинок, вы можете предложить ему другие типы лото с разными предметами и большей свободой выбора. Вы можете и сами сделать игру с цифрами или буквами.

Финальные шаги

После того как ребенок научится подбирать все карточки, когда вы их даете ему по одной, сделайте следующее:

1. Дайте ему две карточки, чтобы он подобрал их к картинкам на большой карте. Скажите ему, что вы посмотрите, что у него получилось, после того как он подберет их. (Если потребуется, немного подскажите ему.)
2. Постепенно увеличивайте количество карточек в стопке. После того как ребенок сможет подобрать к картинкам все карточки без ваших подсказок, ненадолго выйдите из комнаты и оставьте его одного за этим занятием. Когда вернетесь, не забудьте похвалить ребенка за то, что он играл самостоятельно.

Что еще можно попробовать

После того как ваш ребенок научится нанизывать бусины на шнурок и подбирать карточки лото, вы можете научить его подбирать бусины в определенном порядке. Нанижите на шнурок несколько разноцветных бусин и положите его перед ребенком. Он должен нанизать на свой шнурок бусины в том же порядке. Как и при обучении всем остальным навыкам для игры в одиночестве, о которых мы уже говорили, вам следует:

1. Начать с простого задания (например, с трех бусин).
2. Постепенно усложнять задание.
3. Со временем все меньше помогать ребенку, пока он не научится выполнять задание сам.

Навыки, необходимые во время игр с другими участниками

В этом разделе рассмотрены краткие программы обучения четырем играм, в которые могут играть несколько человек. «Брось мешочек с бобами» и «Игра в мяч» — это игры, которые требуют активных действий и в которых могут принять участие другие дети. Кроме того, можно придумать бесчисленные вариации этих двух игр. В «Художественной галерее» предлагается ряд более спокойных художественно-творческих занятий, в которых вместе с другими детьми может принять участие и ваш ребенок, даже если он не будет делать в точности то, что делают другие дети. «Игра-представление» — значительно сложнее и требует более развитого воображения. Во все игры, представленные в данном разделе, можно с удовольствием играть с другими членами семьи и соседскими ребятишками, и ни одна из этих игр не требует дорогостоящих материалов.

Что Ваш ребенок получает от игры с другими детьми? Он совершенствует полученные ранее навыки, о которых мы упоминали раньше: улучшает концентрацию внимания, координацию деятельности рук и глаз и воспитывает уверенность в себе. Кроме того, он учится ждать своей очереди, соблюдать правила игры и делиться с другими, короче говоря, он узнает, как надо себя вести с другими людьми.

Бросает мешочек с бобами

Материалы.

Используйте мешочки с бобами собственного изготовления или купленные в магазине. Если вы хотите сделать мешочек с бобами сами, наполните носок смесью сырого и «воздушного» риса или какими-нибудь твердыми сухими бобами. В качестве «мишени» можно использовать любую картонку с вырезанными в ней отверстиями или можно бросать мешочек с бобами в корзинку. Можно также предложить детям или другим членам семьи нарисовать и раскрасить рожицу клоуна на большом листе картона, а на месте глаз, носа и рта прорезать отверстия, которые и будут мишенями.

Оборудование сцены.

Подыщите рядом с домом ровное место или подходящее место в доме, где достаточно спокойно и нет бьющихся предметов.

Если вы будете играть в доме, то, наверное, следует установить для играющих определенные правила, сказав, что мешочки с бобами следует бросать в мишень, а не в аквариум с золотой рыбкой. Заранее приготовьте вознаграждения.

Программа

1. Попросите ребенка стать в полуметре или метре от мишени. Бросьте мешочек с бобами. Скажите: «Брось мешочек!» Затем дайте мешочек ребенку и помогите бросить его в мишень.
2. Когда у ребенка это станет получаться, постепенно перестаньте помогать ему и отводите его все дальше от мишени.

Следующие шаги

1. Отмерьте от мишени несколько дистанций. Если вы играете на воздухе, то мелком проведите линии на расстоянии равном примерно 60, 120, 180, 240 и 300 см. Если вы играете дома, то воспользуйтесь для разметки малярной лентой, которую вы наложите на пол или на ковер. Пусть ваш ребенок начнет с первой линии и после каждого успешного броска отходит на следующую линию.
2. Сделайте игру коллективной, пригласив других детей и/или других членов семьи. Решите, сколько очков можно заработать за попадание мешочком в мишень или в корзинку с разных расстояний. Разделите игроков на команды и ведите подсчет набранных очков.

Что еще можно попробовать

Вы можете сами регулировать уровень сложности игры. Попробуйте предложить детям бросать мешочки из разных положений (стоя на коленях, лежа на полу, стоя на маленькой скамеечке). Если в игре принимают участие хотя бы четверо детей, их можно разделить на команды и проводить игру в несколько раундов, меняя в каждом раунде положение, из которого дети бросают мешочек.

Один из вариантов такой игры — попасть мешочком в поставленные друг на друга бумажные или пластиковые стаканчики. Поставьте три-шесть стаканчиков на низкий столик или стул. Дети могут по очереди бросать мешочек (или маленький резиновый мяч), стараясь развалить «башню» из стаканчиков. Еще один вариант — боулинг или игра в кегли. Для этой игры годятся пластмассовые кегли или чистые жестяные банки из-под напитков.

Играет в мяч

Материалы

Возьмите большой легкий мяч (по размеру подходит баскетбольный, но он слишком тяжелый) или маленький резиновый мяч — в зависимости от роста вашего ребенка. Многим детям подходит мяч из поролона, особенно если ребенка пугает летящий в него мяч.

Программа

Начните с обучения ребенка основным приемам игры с мячом (например, мяч бросают и ловят). Затем поработайте над умением играть в «Поймай мяч».

1. Станьте перед ребенком. Установите его руки в положение, удобное для того, чтобы поймать мяч (руки вытянуты вперед и сложены «лодочкой»). Уверенно положите мяч в руки ребенка, говоря при этом: «Поймай мяч!»
2. Затем подставьте свои руки, расположив их чуть ниже рук ребенка. Попросите его уронить мяч вам в руки (если потребуется, то помогите). Скажите: «Брось мяч!» Не забудьте похвалить его: «Молодец! Ты поймал мяч!» или «Ты бросил мяч!» Повторяйте этот простой шаг до тех пор, пока ребенок не научится ронять мяч вам в руки без какой бы то ни было помощи.
3. Теперь отойдите примерно на 30 сантиметров. Установите руки ребенка в положение «ловлю мяч». Скажите: «Поймай мяч!» Мягко и осторожно бросьте мяч так, чтобы он попал прямо в руки ребенка. Скажите: «Молодец! Ты поймал мяч!»
4. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и ребенком, предупреждая его, если надо, чтобы он «приготовился», а затем бросайте мяч ему в руки.

Следующие шаги

Многие дети учатся ловить мяч раньше, чем научатся его бросать. Воспользуйтесь одним из описанных ниже шагов, чтобы научить ребенка бросать мяч.

1. Попросите еще одного человека присоединиться к вам. Пусть он станет позади ребенка и направит его руки так, чтобы ребенок почувствовал, какое движение нужно делать, когда бросаешь мяч. Стойте на расстоянии примерно метра от ребенка. Или:
2. Помогите ребенку бросить мяч в сторону мишени или в мишень. Можно, например, поставить ребенка на стул и попросить его сначала уронить, а потом бросить мяч в корзину.

Дальнейшие шаги

Побудите ребенка включиться в игру «Поймай мяч» с еще тремя-четырьмя участниками. Теперь он уже может принять участие во множестве простых групповых игр с мячом.

Создает художественную галерею

Есть множество художественно-творческих занятий, в которых ваш ребенок может принять участие вместе с другими детьми или членами семьи. Каждым из этих дел ребенок может заниматься один, но мы включили их в данный раздел, потому что это такой тип групповой игры, когда каждый выполняет «свою часть общего дела», и хотя он требует определенного сотрудничества и общения, он не ограничивает активность ребенка строгими правилами или требованием соблюдать очередность. Кроме того, в таких случаях ребенок может трудиться в меру своих способностей и в привычном для него темпе.

Ниже мы представляем рекомендации по обучению ребенка некоторым основным навыкам, необходимым для художественного творчества. На базе этих навыков и в зависимости от способностей ребенка можно осуществить определенные творческие проекты. Постарайтесь, чтобы все смогли увидеть и похвалить плоды трудов вашего ребенка.

Материалы

В доме есть много всяких предметов и материалов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы пробудить интерес ваших детей или детей соседей к занятиям прикладным искусством.

Раскрашивает

Основы умения

Чтобы научить ребенка раскрашивать картинку не заходя за контур, используйте трафарет. (Вы можете купить его или сделать своими руками, вырезав простую фигуру в середине листа картона и наложив картон на лист бумаги).

Покажите ребенку, как надо раскрашивать бумагу внутри трафарета, — обратите его внимание на то, как с помощью трафарета автоматически получается картинка. Это занятие может стать очень увлекательным и благодарным. Предложите другим детям помочь вам в изготовлении трафаретов и раскрашивайте картинки с их помощью.

Более высокая степень трудности

Нарисуйте сами или отберите из книжек-раскрасок простые картинки с отчетливыми контурами. Предложите ребенку раскрасить картинку, не выходя за контур. Во время работы хвалите и подбадривайте его. Можно сделать так, чтобы рядом с вашим ребенком сидели уже умеющие это делать дети и раскрашивали чуть более сложные картинки или рисовали свои.

Еще более высокая степень трудности

Попросите детей нарисовать или скопировать фигурки, сценки, предметы. Побудите их вместе заняться настенной росписью. Длинный кусок коричневой оберточной бумаги позволит каждому ребенку найти место для работы. Более искусные художники могут рисовать картинки, а остальные — раскрашивать их.

Работа красками

Основные навыки

Для начала лучше всего подойдут довольно большие кисти и большие поверхности, которые можно красить. Если красить красками собрались одновременно трое или четверо ребятишек, каждый из них может заняться раскрашиванием одной из сторон большой картонной коробки. (Когда краска высохнет, коробку можно будет использовать как столик для игр, как домик или «корзину» для метания мешочка с бобами; она может пригодиться для игры в кукольный театр и т.д.)

Более высокая степень трудности

Организуйте занятия так, чтобы дети начали раскрашивать более мелкие предметы: макароны, деревянные катушки.

Еще более высокая степень трудности

Побудите детей писать красками, придумывая свои собственные сюжеты: фигуры, сценки. Они сами могут выбрать тему для рисования: спорт, животные, еда, любимые игры и т.д.

Игры с глиной

Основные навыки

Познакомьте ребенка с глиной, покажите, как ее можно мять, расплющивать, раскатывать, вдавливать в нее палец.

Более сложные занятия

Помогите детям скатать из глины «колбаски» и затем разрезать их на кусочки тупым ножом. Попробуйте также раскатать глину скалкой и разрезать формочкой для печенья.

Еще более сложные занятия

Организуйте групповые занятия и лепите из глины зверюшек (к примеру, змею, кошку, утку) или простые игрушки (грузовик, домик, машинку).

Другие виды художественного творчества

Когда ваш ребенок усвоит основы, то есть научится раскрашивать, резать, клеить и писать красками, то для него можно будет найти много занятий, связанных с художественным творчеством. Одно из простых занятий — попросить детей вырезать фигуры произвольной формы из цветной бумаги и наклеить их на большой лист бумаги, составив красивый узор. Занятие потруднее — поискать в журналах картинки, которые можно было бы отнести к одной категории (корабли, животные, спорт), вырезать их и устроить выставку.

Участвует в играх-представлениях

Этот последний вид занятий — игры-драматизации — требует более высокого уровня развития, чем остальные виды занятий, представленные в данном руководстве.

Материалы

Все, что вам нужно для организации таких игр, — это спокойное место и несколько минут свободного времени. В некоторые из этих игр можно играть даже в машине (конечно, когда ее ведет кто-то другой!). Интересно заниматься этим, когда в игре принимает участие несколько детей, но даже если это только вы и ваш ребенок, то и в таком составе можно прекрасно провести время за игрой.

Зеркала

Встаньте лицом к ребенку. Один из вас будет «зеркалом», а другой будет в это «зеркало» смотреться. Зеркало имитирует в точности те действия, которые делает тот, кто в него смотрится. Сначала зеркалом будете вы, а потом — ребенок. Для того чтобы участник, изображающий зеркало, мог воспроизводить действия смотрящегося, эти действия должны быть медленными и повторяющимися.

Пантомима

Пантомима — вещь простая и знакомая вашему ребенку. Вы можете снимать шкурку банана, умывать лицо, чистить зубы, открывать окно. Ребенок будет наблюдать за вами, а вы будете медленно все это проделывать. После показа попросите его отгадать, что вы делали. Когда пантомиму показывает он, учите его двигаться медленно и не забывать о деталях («Как ты очищаешь банан?», «Что делает твой рот, когда ты ешь лимон?» и т.п.).

Страна эмоций

Выберите несколько основных эмоций, таких, как счастье, грусть, гнев, страх и удивление. Сначала побудите ребенка подражать вам, когда изображаете какое-то эмоциональное состояние. Затем назовите какую-нибудь эмоцию и объясните ребенку, как изобразить соответствующее состояние. Потом выделите три места в комнате (кушетку, угол, стул) и присвойте каждому из них название одной из стран, где главенствует одна эмоция (кушетка, например, может быть «страной счастья», угол — «страной гнева», стул — «страной грусти»). Выкрикните, скажем: «Страна счастья!», и когда ребенок вспомнит, где она, он побежит туда, а вы попросите его, чтобы он играл роль счастливого человека до тех пор, пока вы не назовете новую страну.

Статуи

Свободно свесьте голову и руки. Ваш ребенок — «скульптор». Он может как хочет двигать ваши руки, голову, кисти рук, глаза, рот и т.д., пока не вылепит «статую». Когда он закончит свое творение, вы застынете.

Символическая и сюжетно-ролевая игра

Умение играть в сюжетно-ролевые игры, наверное, самое сложное из навыков, требующихся в играх-драматизациях. Один вид такой игры — представить себя кем-то другим: мамой, суперменом, капитаном корабля. Другой тип — придать новое значение предметам: например, маленькие камешки могут стать монетами, а кукла — младенцем. Хотя такая игра может быть для ребенка развлечением, даже когда он один, в нее легко можно играть с другими. Приведем некоторые примеры.

·  Скажите ребенку, что он супермен, или папа, или какой-нибудь другой знакомый человек, или герой сказки. Если он сумеет успешно сыграть определенного персонажа, попросите его «стать кем-нибудь», а вы попытаетесь угадать, кого он представляет. В такого рода игру дети часто с удовольствием играют в группе.

·  Попросите ребенка представить, как он едет в автобусе, летит на самолете, плывет на корабле и т.п. Побудите его воспользоваться в качестве реквизита предметами домашнего обихода.

·  Наконец, если вы чувствуете, что ребенок к этому готов, попробуйте поставить короткую простую пьесу или смешную сценку для нескольких участников («Красная шапочка», «Три медведя» — любую другую любимую сказку или что-то из телевизионных представлений).

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
 

Copyright © 2013 - 2018 "Специальный психолог"

Сайт создан koshka38.ru